ГЕНЕЗИС ЭКСТРЕМИЗМА ИЛИ ОТ ЧЕГО МУЧАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?
Мучается человек на земле. Стоит лишь оторвать голову от кормушки – наваливается ощущение плена. Для того ли рожден, чтобы съесть положенные 50 тысяч бифштексов, посадить дерево, нарожать детей и лечь в очередную могилу на семейном кладбище? Достаточно только смириться с такой перспективой, и самое благополучное общество финиширует коллапсом.
Не питайте иллюзий: не от болезней человек страдает, не от утрат, нервов, финансовых кризисов и житейских ударов. Страдает от самого факта жизни в неадекватной среде; от вопиющего экзистенциального несоответствия между насквозь обусловленной вселенной и той тайной, что нет-нет да и подаст весть откуда-то изнутри него самого.
Мучается человек от того, что чувствует себя большим самого себя. В каждом, хотя бы тысячу раз погряз он в суете мирской, таится подспудное осознание потенциала, что превосходит все доступное человеку в этой жизни. И остается нереализованным этот потенциал, и мучит, и жжет, и стучится в сердце, словно пепел отца в грудь Уленшпигеля. И, возможно, умирает человек лишь от того, что не может больше выдержать этого томления: исчерпываются земные силы.
Не от того ли бросаются с небоскребов подростки в процветающей и не утратившей национальных традиций Японии? Не от того ли вообще тяготение к суициду, свойственное переходному (он же «трудный») возрасту? Рассеивается свойственное юности ощущение вечности. Уходит (если оно было) чувство родительской любви и защищенности.
Душа оказывается один на один с механистичным миром, где торжествуют условия и правила, где правят бал фальшивые ценности, а жизнь сводится к дурной бесконечности: «заработал – потратил». Еще недавно чуявшая в себе брожение невысказанных идей, нерастраченных сил, неосуществленных идеалов, она испытывает шок от того, насколько примитивна, груба и цинична окружающая ее реальность. Мир сей берет в осаду и требует капитуляции: прими мои правила игры, ибо другого выхода у тебя нет. Прими – или тебе не жить. И следует естественный бунт.
Вот генезис молодежного экстремизма – наивной попытки изменить мир под себя, под еще не утраченные максималистские представления о благе и справедливости. Не отсюда ли причина молодежной наркомании – поражение в борьбе, которое невозможно принять, можно только противиться ему, медленно убивая себя. Не отсюда ли и тайна ухода из жизни подростков. На ультиматум «примирись – или тебе не жить» иные отвечают: «А может лучше и не жить?».
Собственно, вся человеческая культура – об этом. Нет, не некрофильские изыскания вроде бодлеровских «Цветов зла» и сартровской «Тошноты»: тупиковый путь, копание во прахе, возвращаться в который приговорил человека мстительный библейский Элогим. Напротив – честное признание дуализма бытия, бьющегося в клетке между жизнью и смертью, между тщетой биологического круговорота и требованием последнего смысла. Героическая, безрассудная, донкихотская попытка преодолеть тупик, пробиться головой сквозь потолок, найти впотьмах достойный исход.
(с) Иоанн Богомил